Главная » 2018»Ноябрь»11 » ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ИНТЕРПАЙП – ЗАБОТА ИЛИ ЛИЦЕМЕРИЕ ?
20:12
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ИНТЕРПАЙП – ЗАБОТА ИЛИ ЛИЦЕМЕРИЕ ?
В очередной раз на предприятии Интерпайп, конечным собственником которого по материалам СМИ является Пинчук и члены его семьи произошла производственная травма. 6 ноября 2018 года на Интерпайп НТЗ в 3-м трубном выполняя свою работу погиб молодой рабочий (31 год) и эта трагическая весть облетела все социальные сети, наверное, в связи с уже набравшей обороты избирательной кампанией в Украине. А о скольких производственных травмах мы не знаем, и сколько их было скрыто обещаниями, запугиванием, давлением на пострадавшего или просто по незнанию работника? К сожалению, множество других травм, произошедших ранее не привлекли к себе внимания, а зря, может, если бы сделали объективный анализ причин, то и не произошло бы этой тяжелой травмы. Я предлагаю всем вместе попытаться разобраться в объективных и субъективных причинах производственного травматизма на предприятиях Интерпайп. И, конечно, не так как это делает комиссия госнадзора – приезжает и проверяет рабочие места, в то время, когда рабочих на них нет – по устному распоряжению руководства предприятия (и, вероятно, с согласия или по договоренности с госнадзором) все работники в это время уходят с рабочих мест, чтобы не демонстрировать госнадзору явные нарушения техники безопасности, с которыми они вынуждены работать и настолько эта «технология» вжилась в мозг и мышцы, что быстро «перестроиться» для госнадзора просто практически не смогут. Так что, «от греха подальше» при приезде госнадзора на предприятии происходит «массовая эвакуация» рабочих с их рабочих мест, а госчиновники делают вид, что не заметили этого… Что же прячут на Интерпайпе от глаз гаснадзора? Оборудование? Нет, оно на месте… Людей? Нет, они в курилках, бытовках и на улице – красивые, умные люди, в красивых фирменных спецовках, спецобуви, в касках, с берушами, с перчатками – все как положено – Интерпайп на этом не экономит… По «бумагам» тоже все в порядке – администрация Интерпайп составляет огромное количество правил по технике безопасности, по пожарной безопасности, управлению качеством, системе управления окружающей средой, системе управления гигиеной, правилам внутреннего распорядка… инструкция стропальщика, рабочая инструкция работника, рабочая инструкция работника профессии по совмещению и. т. д. ( Что в общем количестве составляет не один десяток страниц). Предполагаю, в первую очередь, чтобы оградить себя от претензий пострадавшего на предприятии, так как такое количество правил далеко не каждый способен запомнить и держать в своей голове такое количество информации. Не подписали - скорее всего, будете уволены или гонимы администрацией. За огромным количеством инструкций по технике безопасности стоят списки инструктожей, в которых аккуратно стоят подписи каждого рабочего, в том, что он проинструктирован и усвоил каждый из десятков пунктов своей инструкции, хотя вряд ли это реально, но допустим… Так в чем тогда проблема с травматизмом? Рассмотрим сначала, что происходит после очередной производственной травмы. Если травма легкая, то чаще всего, непосредственный руководитель «вежливо просит» пострадавшего не оформлять официально травму, «чтобы не ухудшать показатели» подразделения, от которых зависит премия этого самого руководителя, ну а работник «чтобы не подставлять своего начальника», «идет навстречу», хотя при этом совершенно не думает о последствиях, которые могут возникнуть с его здоровьем спустя определенное время (чтобы как-то компенсировать эти последствия, через некоторое время приходится обращаться в суд, чтобы доказать, что травма была производственная, но это уже гораздо сложнее, чем оформить все как «положено»). Самое главное зло в таком отношении к легким травмам со стороны руководства и самих рабочих в том, что не расследуются причины, этих-самых, легких травм, и естественно, не устраняются. Кто будет устранять то, чего нет? А «мелочи» имеют свойство накапливаться… В случае, если травма средняя или тяжелая (не смертельная), то она, конечно, оформляется «как положено», но … «как положено» с точки зрения, связанного с этим, непосредственного руководителя подразделения, который в первую очередь «поднимает бумаги» - те самые многочисленные инструкции, которые подписал сам пострадавший и, опять таки естественно, находит там пункты, которые пострадавший нарушил… А как их не найти, при таком количестве ограничений (правильных) и одновременно необходимости выполнить плановые показатели? Ну, а если, нет пункта в инструкции, который нарушил пострадавший, то «в запасе» есть пункт: «по неосторожности рабочего» («несоблюдение личной безопасности»)!!! Как все просто! В результате – рабочий сам виноват потому, что нарушил ……………….. и, соответственно, лишается до 50% положенной компенсации. Как считают многие начальники участков - «почему я должен быть наказан на премию, из-за того, что какой-то рабочий поломал руку на моем участке и в моей смене?»… К сожалению… Хотя, где был мастер в ночную смену 06 ноября в 3-м трубном на «Интерпайп НТЗ» ? и был ли вообще? Для расследования производственной травмы, обычно, создается совместная комиссия администрации и профкома. Как выполняют свою задачу члены комиссии профкома и сам профком – решайте сами… Со своей стороны, могу только привести пример, когда члены Свободных профсоюзов в такой комиссии при рассмотрении тяжелой травмы, добились уменьшения «вины рабочего» с 50% до 5%, а это тысячи гривень. Тем не менее, 5% вины рабочего оставили принципиально, так как по Закону «в случае, когда возникает ситуация, угрожающая здоровью и жизни, рабочий может не приступать к работе». И с нашей точки зрения, каждый рабочий обязан так поступать… и в своих интересах и даже «чтобы не подставлять своего начальника»… В случае производственной травмы со смертельным исходом, предприятие кроме потери имиджа, несет большие материальные расходы. В первую очередь – это материальная и моральная компенсация семье погибшего на производстве. И по Закону и по совести (если она есть)… Второе - потери на расследование, проводимое госкомиссией, третье – расходы на устранение «выявленных причин травмы»… Итак, это все потом, после случившегося, а что же происходит «до того»… в чем глубинные причины травматизма? Что заставляет рабочих рисковать здоровьем и жизнью на рабочем месте? Какие такие высокие идеи? А банально, - деньги… зарплата… 10 000 – 20 000 грн в месяц. Но эти деньги ему нужны для содержания семьи… ради них, а не ради абстрактной «работы» или абстрактного «плана» рабочий и нанимается на работу… А может быть рабочему не рисковать и немного «снизить обороты»? Ан нет, в том то и дело, что на Интерпайпе так устроена система оплаты труда, что если рабочий будет работать в физиологически нормальном режиме, не доводя себя до изнеможения, то получит вместо 15000 -20000 грн «голый оклад» - около 6000 грн. ! Потогонная система еще та! Таким образом администрация Интерпайп поставила рабочего перед выбором: или соблюдать колоссальное количество правил и при этом меньше зарабатывать (голый оклад) и не иметь возможности нормально обеспечивать свою семью, плюс попасть в немилость непосредственного руководителя ( «другие точат больше, а ты»? и «будешь получать ещё меньше»). Но человек хочет обеспечить свою семью, и чтобы получить зарплату, обещанную администрацией при приеме на работу, он будет работать (на ещё по-большей части устаревшем советском оборудовании) до изнеможения, не имея возможности отойти от станка не то что поесть, но даже в туалет. Он будет гнаться за «морковкой» - так называемой премией от выработки, а её, в процентном отношении, все поднимают и поднимают, и чтобы заработать те же деньги нужно умудриться точить (делать) ещё больше и больше. И администрация Интерпайп хочет чтобы изнеможенный работник с таким темпом работы на устаревшем оборудование помнил и соблюдал то количество правил и инструкции, которое они для нас составили? Допустим, рабочий соблюдал все правила администрации, но от усталости оступился и упал на рабочий механизм – Виновен! – «травма произошла по неосторожности рабочего» - несоблюдение личной безопасности»... На каких же «передовых технологиях» основывается высокая производительность на Интерпайпе? На сокращении вспомогательного персонала: в нарушении инструкции по охране труда, например, дежурные электрики в смене работают по одному; в том числе и в ночные смены и без мастеров; на нарушении технологии обработки деталей, что приводит к преждевременному износу инструмента и оборудования, которое быстро становится травмоопасным (ведь периодические осмотры не учащают и профилактические ремонты чаще не делают); естественно, что в таких условиях и при работе до изнеможения увеличивается вероятность ошибки за счет человеческого фактора, а за этим следует рост травматизма, который периодически администрация «списывает» на «неосторожность и несоблюдение личной безопасности». Так это – забота о безопасности рабочего или прикрытая «инструкциями» собственная ж…а ? Может все же стоит для снижения производственного травматизма, сделать упор на облегчение труда рабочих, при высоком окладе, а не на «потогонную систему» погони за «морковкой» ?
Рабочий «Интерпайп НТЗ», непосредственно столкнувшийся с проблемой травматизма на производстве – Выродов А. В.