Новая власть Украины не скрывает, что выбрала военный путь решения конфликта на юго-востоке страны. Соответствующий указ ранее подписал и.о. президента страны Александр Турчинов. Однако смогут ли военные пойти против собственного народа, и чем закончатся протесты «народных ополченцев», пока неясно.
Стоит ли Украина на пороге гражданской войны, смогут ли восток и запад Украины договорится без оружия? Об этом КАВПОЛИТ поговорил с специалистом-конфликтологом, профессором Восточно-Украинского университета имени Владимира Даля Сейфуллой Рашидовым.
- Сейфулла Файзулаевич, сейчас, когда Турчинов уже подписал приказ о проведении «антитеррористической операции», можно ли считать этот шаг началом гражданской войны на Украине?
- Да, Турчинов, правда подписал это указ и заявил с трибуны, что операция начата. В интернете появляются разные видео: какой-то танк уже бродит в районе Славянска Донецкой области, очень много кадров передвижения военной техники, сообщений о том, что повстанцы блокируют спецтехнику на подъездах к городам, в которых проходят протесты. Но заявлений из уст руководства страны, сообщений до сих пор не поступает.
Многие политики уже смеются над руководством Украины, особенно над Арсеном Аваковым (и.о. главы МВД Украины — КАВПОЛИТ). Война против «сепаратистов» у него начинается почти каждый день, но только на личной странице в Facebook. И такое поведение даже проукраинские силы настраивает против действующей власти. Они уже собирались вчера под Верховной Радой Украины. Требовали отставки Авакова.
- Как вы думаете, их гнев справедлив?
- Гнев киевского Майдана направлен против власти, и я думаю, что отчасти он справедлив. Потому что власть на самом деле бездействовала.
- По факту, назвать гражданской войной то, что происходит, нельзя. Но есть ли вероятность, что конфликт будет развиваться дальше в этом русле?
- Украине сейчас очень сложно воевать. Армия в таком состоянии: она деморализована, все разворовано. Я вспоминаю, как проводились учения украинской армии. Во время одних учений сбили гражданский самолет, во время других — ракета попала в казарму. Третьи учения — ракета попала уже в жилую квартиру в Броварах под Киевом. Не думаю, что такая армия способна всерьез воевать.
- Какие вы видите пути мирного решения конфликта?
- Люди, которые конфликтуют между собой, не хотят понимать друг друга, слышать друг друга. К моему сожалению, они почему-то заранее настроены вести диалог через прицелы автомата.
Киевский Майдан уже не в первый раз просит разрешить свободную продажу оружия, и правые силы их поддерживают. По их мнению, те, кто захватили административные здания на востоке Украины — террористы и сепаратисты. И с законодательной точки зрения их можно так назвать. Но киевский Майдан должен помнить, что они сами не так давно были «террористами». Левые (отнесем к ним Партию регионов и коммунистов) утверждают, что необходимо разговаривать. И, наверное, это правильная позиция. Я бы так поступил: разговаривал бы с этими ребятами из захваченных зданий, пока бы они не устали и не сдались.
- Что происходит в регионах Украины?
- На Украине, после смены власти, поднялась новая волна протестов, только вместо Киева свое недоверие правительству выразили уже восточные регионы. В нескольких городах восточной Украины были захвачены административные здания, контроль над которыми протестующим удается удерживать уже не первую неделю.
Вчера и.о. президента Украины Александр Турчинов подписал указ о начале «широкомасштабной антитеррористической операции» на востоке страны. Через несколько часов об объявлении штурма в Краматорске (Донецкая область) силовики взяли контроль над аэродромом, города-повстанцы окружены военной техникой. Других решительных действий украинская армия пока не предпринимала.
Справка КАВПОЛИТ:
Около 60 украинских военнослужащих из экипажей БМД и БМП, отправленных в Краматорск для участия в армейской операции против сторонников федерализации, перешли на сторону протестующих. Об этом сегодня сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя штаба ополченцев.
Военнослужащие сняли украинские флаги и перегнали свои машины в Славянск. «Здесь мы увидели, что это не сепаратисты и не террористы, а обычные местные жители, с которыми мы не будем воевать», — сказал один из военнослужащих.
Все перешедшие на сторону ополчения военные — из Днепропетровска. Всего на сторону ополченцев уже перешли экипажи шести БМД, нескольких БМП и одного БТР. Часть из них подняли российские флаги и флаги ВДВ. Несколько машин сейчас стоят около горсовета Славянска, который уже несколько дней контролируют сторонники федерализации.