Свободные профсоюзы Днепропетровска

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 9 » 9 (22-по новому стилю) января 1905 года. Кровавое воскресенье.
23:37
9 (22-по новому стилю) января 1905 года. Кровавое воскресенье.
9 (22-по новому стилю) января 1905 года. Кровавое воскресенье.

События 9 (22) января 1905 года, больше известные как Кровавое воскресенье — расстрел правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи петиции царю Николаю II. Шествие было подготовлено организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», созданной священником Г. А. Гапоном. Это была мирная, безоружная манифестация.
Трагические события 9 января вызвали взрыв возмущения во всем мире и многочисленные массовые выступления по всей России и положили начало первой русской революции
В начале 900-х годов в России разразился экономический кризис. В 1904 г. началась вой¬на с Японией. Нужда и бедствия широких народных масс резко усилились. Все выше под¬нималась волна забастовок. Наряду с экономи¬ческими требованиями бастующие рабочие все чаще выдвигали политические требования.
В конце декабря 1904 г. дирекция Путилов¬ского завода уволила четырех рабочих. Пути-ловцы стали на защиту своих товарищей. Но требования рабочих не были удовлетворены, и 3 января они объявили забастовку. Теперь ра¬бочие не только настаивали на приеме уволен¬ных, они выдвинули более широкие требования: установить 8-часовой рабочий день; учредить выборную комиссию от рабочих для разрешения спорных вопросов с администрацией; улучшить условия труда; повысить заработную плату
Эти требования скоро стали известны на других заводах Петербурга. Уже через день в поддержку путиловцев забастовали рабочие многих пред¬приятий столицы, а 7 января стачка стала всеобщей, охватив более 130 тыс. человек. Погасло электричество, не выходили газеты и журналы. Жизнь в столице была парализована.Эти требования скоро стали известны на других заводах Петербурга. Уже через день в поддержку путиловцев забастовали рабочие многих пред¬приятий столицы, а 7 января стачка стала всеобщей, охватив более 130 тыс. человек. Погасло электричество, не выходили газеты и журналы. Жизнь в столице была парализована.
В ходе забастовки у радикально настроенных рабочих «Собрания» возникла идея о подаче царю петиции о народных нуждах, которая быстро получила всеобщую популярность. После некоторых колебаний эта идея была поддержана Гапоном, который предложил организовать подачу петиции царю как массовое шествие рабочих к Зимнему дворцу.
5 (18) января текст петиции обсуждался с представителями социал-демократов, которые предложили Гапону свой вариант текста. Ознакомившись с предложенными вариантами, Гапон отверг их все и в ночь с 6 на 7 января собственноручно написал свой вариант петиции. 7 и 8 января этот текст петиции обсуждался в собрании рабочих и после внесения нескольких поправок был утверждён членами общества.
Основным требованием петиции был немедленный созыв Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов. В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких как амнистия политических заключенных, расширение прав и свобод граждан, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня и т. д.
Завершалась петиция прямым обращением к царю: «Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу…»
Император Николай II не планировал приезда в столицу, оставаясь 9 января в Царском Селе. Вечером 8 (21) января с докладом к императору явились министр внутренних дел Святополк-Мирский и директор Департамента полиции А. А. Лопухин. Они уведомили царя о характере рабочего движения и выдвигаемых рабочими политических требованиях. В тот же день по распоряжению императора в Петербурге было введено военное положение.
В силу этого решения вся власть в столице фактически переходила из рук гражданской в руки военной администрации, во главе с командующим Гвардейским корпусом кн. С. И. Васильчиковым. Прямым начальником кн. Васильчикова был главнокомандующий Петербургским военным округом и войсками гвардии вел. кн. Владимир Александрович (дядя царя Николая II), известный своими реакционными взглядами. По сведениям Г. Гапона, все военные распоряжения исходили от вел. кн. Владимира, но приказы отдавались от имени кн. Васильчикова. Приказы по гвардии в запечатанных пакетах были ночью переданы в части, с обязательством распечатать их только в 6 час. утра.
Утром 9 (22) января собравшиеся в рабочих районах Петербурга — за Нарвской и Невской заставами, на Выборгской и Петербургской стороне, на Васильевском острове и в Колпино — многолюдные колонны начали своё движение к Дворцовой площади в центре города. Их общая численность достигала, по разным оценкам, от 20 до 140 тысяч человек.
Около 11.30 утра колонна численностью около 3 тыс. человек, двигавшаяся во главе с Гапоном от Нарвской заставы, была остановлена полицией, эскадроном конно-гренадер и двумя ротами 93-го пехотного Иркутского полка около Нарвских ворот. Несмотря на предупреждения полиции, толпа продолжала двигаться вперед; при первом залпе, толпа легла на землю, после чего попыталась снова двигаться вперед. Войсками было произведено еще четыре залпа в толпу, после чего она разбежалась, оставив около 45 убитых и тяжело раненых.
Около 11.30 утра другая колонна, численностью, по разным оценкам, от 3 до 20 тыс. человек, двигавшаяся от Геслеровского переулка, была остановлена полицией и частями Павловского полка у начала Каменноостровского проспекта. После отказа толпы рассеяться, в нее был произведен залп. Толпа рассеялась, успев подобрать с собой по меньшей мере 40 убитых и раненых.
Около 12 часов дня Александровский сад начал наполняться толпами мужчин, женщин и подростков. Когда народ приблизился к решетке Александровского сада, то из глубины площади, проходя площадь беглым шагом, появилась пехота. После неисполнения толпой нескольких требований полиции разойтись, рота Преображенского полка произвела два залпа по массам людей, наполнявших сад. Толпы отхлынули назад, количество раненых и убитых составило около 30 человек.
У Полицейского моста 3 батальон лейб-гвардии Семеновского полка под командованием полковника Н. К. Римана принял участие в расстреле толпы на набережной реки Мойки. По свидетельству капитана Генштаба Е. А. Никольского, полковник Риман отдал приказ о начале стрельбы не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом.
Около 12 дня еще одна колонна демонстрантов, численностью около 6 тыс. человек, собралась на Васильевском острове около чайной Собрания (дом № 35 по 4 линии). При попытке движения к Неве, около здания Академии художеств колонна была атакована кавалерией и оттеснена к Среднему проспекту.
По свидетельству художника В. А. Серова, наблюдавшего за происходившим из окон Академии художеств: «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное».
Около 4 часов дня та же толпа начала сооружать баррикады около чайной, однако была разогнана войсками; несколько человек было убито. В пятом часу дня на Малом проспекте, между 4-й и 8-й линиями, толпа, достигшая до 8 000 человек, соорудила новую баррикаду, однако была вновь разогнана войсками, произведшими несколько выстрелов в толпу Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади.
По официальным правительственным данным на 10 января 1905 года, погибло 96 и было ранено 333 человек (цифра включает некоторое число сотрудников охраны правопорядка); впоследствии официальные сведения были уточнены: погибло 130 и было ранено 299 человек. Сходные цифры погибших и раненых даёт и ряд других источников.
9 (22) января Николай II в своем дневнике сделал следующую запись: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело».
19 января (1 февраля) 1905 года в Александровском дворце в Царском Селе император принял депутацию рабочих столичных и пригородных заводов и фабрик в составе 34 человек. „Делегатов“ набирали принудительно — по заранее намеченным спискам полиция и жандармы хватали наиболее благонадежных, обыскивали, переодевали, и, запретив переговариваться, привезли в Царское Село. Николай II в своей речи к депутации отметил что „Знаю, что нелегка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливыми и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно. <…> Я верю в честные чувства рабочих людей и непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их. <…>“ Император и императрица назначили из собственных средств 50 тысяч рублей для оказания помощи членам семей „убитых и раненых во время беспорядков 9-го сего января в С.-Петербурге.
В результате событий Кровавого воскресенья Николай II не появлялся на публике до торжеств в честь трёхсотлетия дома Романовых в 1913 году.
Резко вверх пошла кривая забастовочного движения: в январе 1905 г., по далеко не полным официальным данным, бастовало более 440 тыс. рабочих (из них от 30 % до 60 % — по политическим мотивам), а в феврале — около 300 тыс. человек. Общее количество бастующих в январе-феврале 1905 года примерно на 200 тыс. человек превышало число участников забастовочного движения за предыдущие четыре года (1901—1904 гг.).
События "кровавого воскресенья" потрясли всю Россию. Портреты царя, прежде чтимые, рвали и топтали. Потрясенный расстрелом рабочих Г. Гапон воскликнул: "Нет больше Бога, нету больше царя!" В своем новом обращении к народу он написал: "Братья товарищи-рабочие! Невинная кровь все же пролилась… Пули царских солдат... прострелили царский портрет и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю,…министрам, всем грабителям несчастной русской земли. Смерть им всем!"
Максим Горький, не меньше других потрясенный случившимся, позже написал очерк "9 января", в котором рассказал о событиях этого страшного дня: "Казалось, что больше всего в груди людей влилось холодного, мертвящего душу изумления. Ведь за несколько ничтожных минут перед этим они шли, ясно видя перед собою цель пути, перед ними величаво стоял сказочный образ… Два залпа, кровь, трупы, стоны и - все встали перед серой пустотой, бессильные, с разорванными сердцами".
Стачки протеста охватили всю страну. Только в течение января 1905 г. в России бастовало почти полмиллиона рабочих в девять раз больше среднегодового числа стачечников за предшествующее десятилетие. Под влиянием пролетарских стачек поднялись против крупных землевладельцев крестьяне Орловской, Курской, Черниговской, Саратовской губерний, Грузии, Польши, Прибалтики.
Так началась первая русская революция.
После распада Советского Союза Русская Православная Церковь причислила Николая II и его семью к лику святых. А о тех событиях и невинноубиенных в то воскресенье теперь вспоминать не принято.
Просмотров: 828 | Добавил: proletaris | Теги: Николай II, Днепропетровск, рабочие, свободные профсоюзы, Царь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]