Свободные профсоюзы Днепропетровска

Категории раздела

Полит. кухня [6]
Архив [5]
Судебная практика [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Полит. кухня

Беседа третья

На предыдущем занятии мы выяснили следующие положения:

 

- В натуральном хозяйстве произведённые продукты потребляются самими производителями. Здесь ещё нет обмена продуктами.

 

- Общественное разделение труда, с одной стороны, и обособление производителей как частных собственников, с другой, – создают условия для обмена, для образования рынка.

 

- Внутри натурального хозяйства зарождается товарное производство. Теперь уже продукты производятся не для личного потребления, а для обмена или продажи на рынке.

 

- Существует простое товарное производство и капиталистическое товарное производство. Самым главным отличием является то, что при капитализме применяется наёмный труд.

 

- Простое мелкотоварное производство рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе

 

***

 

На третьем занятии перейдём к рассмотрению нового вопроса:

 

Товар и его свойства

 

Если спросить, знаете ли вы, что такое товар, некоторых это даже обидит. Ещё бы! Каждый ежедневно делает какую-нибудь покупку, а вещи, которые продаются, называют товарами.

 

Но одна и та же по своему назначению вещь в одних условиях – товар, а в других – нет. Например, если цветы продаются на рынке, они есть товар. А цветы, которые разводятся для себя, в роли товара не выступают.

 

В чём же тут дело? Очевидно, в том, что вещи сами по себе товарами не являются, а становятся ими в зависимости от действий людей.

 

Чтобы вещь превратилась в товар, она должна быть передана её владельцем другому лицу. Но если, например, цветы будут подарены кому-то, они также не станут товаром, ведь цветы переданы бесплатно, их владелец взамен ничего не получил. Когда крепостной крестьянин отвёз своему помещику в качестве оброка несколько мешков зерна, то зерно в данном случае товаром также не являлось.

 

Превращение вещи в товар происходит не при любых общественных отношениях, а только при меновых отношениях.

 

Для появления товарного обмена не всегда достаточно общественного разделения труда. Например, в древней Индии существовали общины с общественным разделением труда. Наряду с земледельцами там были: - учётчики, которые вели счёт земледельческим операциям;

- люди, которые охраняли границы;

- надзиратель за водоёмами;

- брамин, отправлявший религиозные обряды;

- кузнец и плотник, которые должны были изготовлять и чинить все земледельческие орудия;

- горшечник, делавший посуду для всей деревни, и др.

 

Общинники, производившие различные продукты, обменивались ими. Но это не был товарный обмен. Дело в том, что произведенные продукты принадлежали не отдельным лицам, а всем членам общины. Эти продукты распределялись без купли-продажи. Их просто делили среди общинников, как бесплатно делят между собой продукты члены одной семьи.

 

Иное дело, когда продукты труда превращаются в частную собственность. У каждого из них теперь свой особый хозяин. Здесь уже, скажем, горшечнику никто даром зерна не даст, так как зерно принадлежит другим людям.

 

Таким образом, товар есть вещь, удовлетворяющая

какой-либо потребности человека и

обмениваемая на другую вещь.

 

Потребительная стоимость – это полезность вещи, её способность удовлетворять потребности человека, общества.

 

Потребительной стоимостью становится только нужная людям вещь. Если же она низкого качества, устарела или имеет недостатки, вряд ли найдутся желающие приобрести её.

 

Для того, чтобы потребительная стоимость стала товаром, требуется соблюдение ряда условий:

1. Вещь должна быть продуктом человеческого труда. Воздух или вода в реке не могут быть товаром, так как не являются продуктом труда.

 

2. Продукт труда должен удовлетворять потребность не того, кто его произвёл, а других людей, т.е. обладать общественной потребительной стоимостью.

 

3. Требуется передача потребительной стоимости из рук производителя в руки потребителя только в обмен на другую вещь.

 

Значит, потребительная стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собою продукт труда, удовлетворяет потребности не производителя, а других людей и передаётся им не бесплатно, а в обмен на какую-то вещь.

 

Стоимость. Мы установили, что товар обладает таким свойством, как способность обмениваться. Это свойство товара называется меновой стоимостью.

 

Что это такое? Чем определяется её величина?

 

Например, на рынке 10 кг. мяса обменяли на 200 кг. картофеля.

 

То, что мясо и картофель имеют меновую стоимость, нам ясно. Ведь товары обменялись. Но вот почему за 1 кг. мяса дают 20 кг. картофеля?

 

Несмотря на кажущуюся простоту, меновая стоимость в течение многих веков вызывала споры экономистов, которые пытались выяснить, чем определяется её величина.

 

Раз вещи приравниваются друг к другу в обмене, значит, в них есть что-то общее. Этим общим не может быть потребительная стоимость, так как обмениваются разные потребительные стоимости. Мясник ведь не будет менять мясо на мясо, а покупатель – картофель на картофель.

 

Тогда остаётся только одно, в чём схожи и мясо, и картофель, и все другие вещи: они продукты человеческого труда.

 

В мясе и картофеле воплощён труд людей, создавших эти продукты. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в обмене, т.е. обладают меновой стоимостью.

 

Воплощённый в товаре труд образует его стоимость.

 

Меновая стоимость есть форма проявления стоимостиэто пропорция, в которой товары одного рода обмениваются на товары другого рода.

 

Если один топор обменивается на 20 кг. зерна, то это означает, что количество труда, затраченного на производство 1 топора равняется количеству труда, затраченного на производство 20 кг. зерна.

 

Для наглядности представим себе весы, на одну чашу которых положена железная гиря, а на другую, допустим, колбаса. Через некоторое время обе чаши приходят в равновесие: гиря оказывается приравненной к колбасе. Но что общего между этими разными вещами? В данном случае их вес, тяжесть.

 

Товарный обмен можно образно сравнить с огромными весами, на которых общество постоянно взвешивает различные продукты, определяя их «трудовую тяжесть», т.е. количество воплощённого в них труда. При этом нельзя забывать, что вес – природное свойство вещей, а стоимость – их общественное свойство. Стоимость выражает производственные отношения людей, обменивающих продукты своего труда как товары.

 

Итак, любой товар имеет два свойства, две стороны: потребительную стоимость и стоимость.

 

Категория: Полит. кухня | Добавил: union-free (03.10.2013)
Просмотров: 538 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Баннеры