Основополагающие ценности рабочего и демократического левого движения
Дан Галлин – директор Глобального
института труда, организации, созданной в 1997 году для развития международного
профсоюзного движения и укрепления связей организаций трудящихся с другими
прогрессивными силами глобального гражданского общества. До этого на протяжении
более трех десятилетий Дан Галлин занимал пост генерального секретаря IUF. Мы публикуем его выступление на международной
конференции «Новые профсоюзы и демократические левые: исторические корни и
идейные ориентиры» 2 ноября 2013 года в Киеве.
Товарищи,
Я думаю, нам стоит начать с
определений.
Прежде всего, что такое
«рабочее движение»?
В широком смысле это понятие
охватывает нечто далеко выходящее за пределы профсоюзных организаций, ведь
исторически к нему относились многочисленные и разнообразные политические и
гражданские объединения. Однако профсоюзы были и остаются наиболее важным
компонентом рабочего движения, первой, а часто и последней линией обороны трудящихся.
Ни один из институтов рабочего движения не смог бы выжить без опоры на
профсоюзы – во всяком случае, как институт, признаваемый рабочим классом своим.
Поэтому, говоря «рабочее
движение», я имею ввиду именно профсоюзы, помня однако, что вокруг них всегда
существовало более широкое социальное движение.
Корни рабочего движения
питает, вдохновляя и структурируя его, целая плеяда идеологических концепций:
марксизм в самых разнообразных (часто противоречащих друг другу)
интерпретациях; восходящий к анархизму революционный синдикализм;
консервативный синдикализм как идеология прагматического юнионизма; христианские
(чаще всего - католические) социальные доктрины; радикальная идеология
освобождения пост-колониального мира; и многие другие.
Каждая организация имеет цели
и ценности, основанные на ее собственной идеологической традиции. Но традиции
разных организаций имеют нечто общее, поскольку являются выражением общего
классового интереса. И эта общность до сих пор определяет культуру движения,
находит отражение в его ценностях и целях.
Итак, если бы мы попытались
описать рабочее движение так, чтобы с нами согласились все его основные
участники, мы бы назвали его старейшим социальным движением, стремящимся
преобразовать общество во имя универсальных ценностей и сделать его отвечающим
потребностям и устремлениям всех людей.
Первой из этих фундаментальных
ценностей, лежащей в основе всех остальных, является утверждение достоинства человека. Эта ценность превыше даже стремления к жизни, поскольку люди готовы
умирать за нее.
С ней связана вторая ценность:равенство. Все люди одинаково значимы
и должны иметь равные права.
Отсюда происходит третья
ценность – справедливость. Совершенно недопустимо, чтобы из-за способа разделения власти в обществе одни
наслаждались богатством и привилегиями, тогда как другие, значительно
превосходящие их числом, были обречены на бедность, голод и раннюю смерть.
Наконец, все люди жаждут свободы: свободы от эксплуатации и
угнетения, свободы развивать свой человеческий потенциал.
Достоинство, равенство, справедливость и свобода – вот
те ценности, на которых было основано всякое движение против угнетения, всякая освободительная
борьба в истории. И они же лежат в основе современного рабочего движения.
Но что радикально отличает
современное рабочее движение от многих других, объединявших людей в борьбе за
свободу, это его интернациональная природа. Ее корень – в осознании того, что рабочие повсюду в мире составляют один
класс, имеющий общее происхождение.
Понимание, что только вместе
члены этого класса смогут добиться победы справедливости и свободы, находит
свое выражение в концепции солидарности –
еще одной основополагающей ценности нашего движения. Именно таково значение
таких известных лозунгов как «Пролетарии всех стран, объединяйтесь», «Один за
всех – и все за одного» или «Пока мы едины, мы непобедимы».
Ценности рабочего движения лежат
в основе его концепции демократии. Впрочем, здесь нам снова потребуется определение – существует слишком много
различных интерпретаций термина «демократия».
Прежде всего, необходимо
понимать, что демократия – это не статическое состояние общества и не цель,
которой можно достичь. Напротив, это процесс, метод и культура. Демократия –
это всегда продолжающаяся работа, не оканчивающаяся в какой-то точке во
времени.
Если позволите отклониться от
темы, тут то же самое, что с революциями. Революция – это не одномоментное
событие, а процесс. Разумеется, всегда есть событие, оно – результат процесса,
но процесс продолжается и после того, как событие имело место. По-моему, самый
важный вопрос: что будет на следующий день? Мне всегда хотелось создать некое
«Движение 2 мая» – т.е. движение «следующего дня», дня после праздника, когда
приходит время осознать: мы в начале долгого пути, нам необходимо смотреть
далеко вперед. Нам нужно движение не спринтеров, а бегунов на длинные дистанции...
Разумеется, большинство из нас – и так члены такого негласного движения.
Но вернемся к теме демократии.
Думая о демократии, мы не
должны забывать, как тесно связаны цели и средства: недемократическими
средствами нельзя прийти к демократическим результатам.
Каковы основные элементы
демократии?
Первый – ответственность.
Ответственность лидеров профсоюза перед его членами, или ответственность партии
перед гражданами, которых она, по ее заявлениям, представляет.
Второй элемент – право на
отзыв представителей. Члены демократических организаций – не только профсоюзов,
но и политических партий – должны иметь возможность отзывать руководство, не
желающее или неспособное выполнять данный ему членами организации мандат. В
демократической культуре смена руководства должна быть вообще лишена драматизма
и представлять собой прозаичный процесс, а не раздирать организации на части.
Разумеется, это само собой подразумевает, что с руководящими позициями не
должно быть сопряжено никаких значимых привилегий – ни материальных, ни иных, а
уход с поста не должен быть связан с угрозой или унижением.
Товарищи,
Полагаю, мне удалось коснуться
– пусть поверхностно – всех основополагающих ценностей, разделяемых рабочим
движением и демократическими левыми.
Остался лишь один последний
вопрос: что такое демократическое левое движение?
Очевидно, что оно резко
отличается от политических организаций олигархии, бывших чинов госбезопасности
и мафиозных кланов. Но являются ли демократические левые лишь движением
«сознательных граждан»? Кто эти граждане? Как они зарабатывают на жизнь? Не
являются ли они, в большинстве своем наемными рабочими?
А если это рабочие, то что
мешает демократическому левому движению стать политическим движением
трудящихся, организованного рабочего класса?
Благодарю вас за внимание.
|